«-Мама, давай поиграем?»

Как часто мы слышим этот вопрос? А если малыш ещё пока не умеет говорить, то мама обязательно прочтёт его во взгляде. Каждому ребёнку хочется играть! Ничего удивительного, ведь процесс игры жизненно необходим для гармоничного развития ребёнка. Через него кроха входит в новый для него мир, раскрывает всю его многогранность. Каким же образом игра влияет на него? В какие игры и игрушки можно и нужно играть?

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, а также в игре складываются другие, новые для малыша виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение в жизни. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка любого возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Например, дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи и даже её зачатков с самого рождения.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

В наше время, когда информации и ассортимента игр более чем предостаточно, многие до сих пор придерживаются мнения, что для малыша лучшая игрушка – это мама и, соответственно, игры с ней. Какие игры с мамой можно применить во время совместных занятий фитнесом?

  • «полёты» (различные вариации подъёмов малыша, покачиваний и даже аккуратных и лёгких подбрасываний);
  • «спрячь-покажи» (спрятать игрушку за спиной, а потом показать);
  • «ку-ку»;
  • чтение стихов и скороговорок;
  • «щекотка» (немого пощекотать малыша, достать до него носом или поцеловать);
  • «покажи» (задавать малышу вопросы: «Где у Серёжи ушко?» и отвечать: «Вот ушко!»)
  • изучение классификаций (с помощью карточек или картинок с изображениями животных, фруктов, овощей и пр.).

Конечно же, также сегодня существует и огромный выбор игрушек. Но, к сожалению, далеко не каждая игрушка будет полезна малышу. Далеко не все несут в себе какой-либо скрытый смысл, некую загадку, который ребёнок должен развить и разгадать в процессе игры. Пытаясь угнаться за ценой, модой или какими-либо другими характеристиками, мы забываем, что игрушка должна быть комфортна в первую очередь для малыша (легко мыться или стираться, изготовлена из натурального материала и пр.). Часто бывает и такое, что игрушка не подходит малышу по возрасту (слишком сложная или, наоборот, простая), вследствие чего ребёнок не проявляет к ней вообще никакого интереса. Это не всегда плохо! Просто дайте малышу время, и он обязательно оценит её по достоинству.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой реакции, его манипулирования. В раннем возрасте – автодидактические игрушки, которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Также игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры (посуда, мебель). Благодаря им ребёнок овладевает орудийными действиями.

Игрушки – копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств (меткость, ловкость).

Игрушки – копии бытовых предметов приобщают ребёнка к этим предметам тем, что ребёнок познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Благодаря игрушке ребёнок переживает множество разнообразных чувств. Особое место в жизни ребёнка занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, собаки и другие. Сначала ребёнок выполняет с куклой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.

Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла, это партнёр в общении во всех его проявлениях. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывают фактура материала, соотношение пропорций головы и тела игрушки. Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре: «прекрасные куклы», характерные куклы. Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов – также характерны по своей внешности, но они несут в себе образ поведения и стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы требуют от ребёнка определённого поведения (Буратино, Карлсон). Ребёнок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Какие игрушки подойдут для совместных тренировок мамы и малыша? Конечно же, универсальные, которые подойдут для всех детей в группе, чтобы малыш мог свободно ими делиться с другими членами группы. При занятиях дома можно использовать любые вкладыши и сортеры. В группе занятия с ними не очень эффективны.  Однако, в домашних условиях за одну тренировку малыш может собрать одну группу вкладышей самостоятельно или с маминой помощью.

  • погремушки (универсальны до года, должны быть подобраны по возрасту малыша, соответственно и спектр действий с ними);
  • пирамидка (в процессе тренировки можно учить малыша надевать и снимать кольца);
  • кубики (строим башню);
  • машинки и различные каталки;
  • музыкальные инструменты (маракасы, барабан, бубен и т.д.).