«-Мама, давай поиграем?»

Как часто мы слышим этот вопрос? А если малыш ещё пока не умеет говорить, то мама обязательно прочтёт его во взгляде. Каждому ребёнку хочется играть! Ничего удивительного, ведь процесс игры жизненно необходим для гармоничного развития ребёнка. Через него кроха входит в новый для него мир, раскрывает всю его многогранность. Каким же образом игра влияет на него? В какие игры и игрушки можно и нужно играть?

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка, а также в игре складываются другие, новые для малыша виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение в жизни. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка любого возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Например, дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи и даже её зачатков с самого рождения.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

В наше время, когда информации и ассортимента игр более чем предостаточно, многие до сих пор придерживаются мнения, что для малыша лучшая игрушка – это мама и, соответственно, игры с ней. Какие игры с мамой можно применить во время совместных занятий фитнесом?

  • «полёты» (различные вариации подъёмов малыша, покачиваний и даже аккуратных и лёгких подбрасываний);
  • «спрячь-покажи» (спрятать игрушку за спиной, а потом показать);
  • «ку-ку»;
  • чтение стихов и скороговорок;
  • «щекотка» (немого пощекотать малыша, достать до него носом или поцеловать);
  • «покажи» (задавать малышу вопросы: «Где у Серёжи ушко?» и отвечать: «Вот ушко!»)
  • изучение классификаций (с помощью карточек или картинок с изображениями животных, фруктов, овощей и пр.).

Конечно же, также сегодня существует и огромный выбор игрушек. Но, к сожалению, далеко не каждая игрушка будет полезна малышу. Далеко не все несут в себе какой-либо скрытый смысл, некую загадку, который ребёнок должен развить и разгадать в процессе игры. Пытаясь угнаться за ценой, модой или какими-либо другими характеристиками, мы забываем, что игрушка должна быть комфортна в первую очередь для малыша (легко мыться или стираться, изготовлена из натурального материала и пр.). Часто бывает и такое, что игрушка не подходит малышу по возрасту (слишком сложная или, наоборот, простая), вследствие чего ребёнок не проявляет к ней вообще никакого интереса. Это не всегда плохо! Просто дайте малышу время, и он обязательно оценит её по достоинству.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой реакции, его манипулирования. В раннем возрасте – автодидактические игрушки, которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Также игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры (посуда, мебель). Благодаря им ребёнок овладевает орудийными действиями.

Игрушки – копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств (меткость, ловкость).

Игрушки – копии бытовых предметов приобщают ребёнка к этим предметам тем, что ребёнок познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Благодаря игрушке ребёнок переживает множество разнообразных чувств. Особое место в жизни ребёнка занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, собаки и другие. Сначала ребёнок выполняет с куклой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях.

Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла, это партнёр в общении во всех его проявлениях. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывают фактура материала, соотношение пропорций головы и тела игрушки. Куклы – копии человека имеют разное предназначение в игре: «прекрасные куклы», характерные куклы. Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов – также характерны по своей внешности, но они несут в себе образ поведения и стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы требуют от ребёнка определённого поведения (Буратино, Карлсон). Ребёнок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Какие игрушки подойдут для совместных тренировок мамы и малыша? Конечно же, универсальные, которые подойдут для всех детей в группе, чтобы малыш мог свободно ими делиться с другими членами группы. При занятиях дома можно использовать любые вкладыши и сортеры. В группе занятия с ними не очень эффективны.  Однако, в домашних условиях за одну тренировку малыш может собрать одну группу вкладышей самостоятельно или с маминой помощью.

  • погремушки (универсальны до года, должны быть подобраны по возрасту малыша, соответственно и спектр действий с ними);
  • пирамидка (в процессе тренировки можно учить малыша надевать и снимать кольца);
  • кубики (строим башню);
  • машинки и различные каталки;
  • музыкальные инструменты (маракасы, барабан, бубен и т.д.).

Наедине со всеми


Совсем скоро наступят долгожданные для многих деток и конечно же их мам тёплые деньки, когда можно смело отправиться изучать городские памятники, парки и прочие достопримечательности или просто наслаждаться солнышком и шикарной погодой за городом.

Верный друг и помощник любой мамы – это коляска, а особенно когда в ней сладко спит любимый малыш. Для многих мам сон крохи -  единственная возможность побыть наедине с собой и своими мыслями. Так давайте побудем наедине ещё и со своим телом! Почему прогулка является прекрасным временем для тренировки?

  • Вы уже испытали определённую нагрузку, а это значит, что в качестве разминки можно только выполнить суставную гимнастику.
  • Свежий воздух невероятно полезен!
  • После тренировки вы получите заряд бодрости и сил для остатка прогулки и всего дня в целом!
  • Взгляды окружающих не дают расслабиться и ставить темп.
  • Если вы любите уединение, то можете найти тихий уголок, где вам никто не помешает, но вы в любом лучше сконцентрируете внимание на тренировке лучше, чем в тренажёрном зале.

Итак, вы размялись и готовы к тренировке. Какие упражнения можно выполнять с коляской на свежем воздухе, пока малыш сладко спит в коляске?

1. Приседание «Плие»

В приседании «Плие» ноги расставляются широко, носки разводятся в стороны на угол 45°, а приседание осуществляется с прямой спиной. Данный вид приседаний позволяет лучше проработать внутреннюю поверхность бёдер.

Исходное положение: стоя прямо, ноги шире плеч, носки разведены в стороны под углом 45º, колени слегка согнуты. Спина прямая, плечи расправлены, живот втянут, ягодицы сжаты, туловище занимает вертикальное положение (перпендикулярно полу).

Выполнение: 1) присесть до параллели бедра с полом, вдох; 2) выпрямить ноги, возвращаясь в И.П., выдох. 

Особенности:

  • не наклонять туловище вперед, оно должно двигаться строго в вертикальной плоскости (не отводить таз назад);
  • в нижней точке движения колени должны располагаться точно над стопами;
  • садиться до параллели с полом, углы в коленях 90°. 

Частые ошибки: наклон туловища вперед, в нижней точке колени не над стопами.

2. Приседание «Плие» в статике

Исходное положение: стоя прямо, ноги шире плеч, носки разведены в стороны под углом 45º, колени слегка согнуты. Спина прямая, плечи расправлены, живот втянут, ягодицы сжаты, туловище занимает вертикальное положение (перпендикулярно полу).

Выполнение: 1) присесть до параллели бедра с полом, вдох; 2) сжать ягодицы и удерживать положение, выпрямить ноги, возвращаясь в И.П., выдох. 

Особенности:

  • не наклонять туловище вперед, оно должно двигаться строго в вертикальной плоскости (не отводить таз назад);
  • в нижней точке движения колени должны располагаться точно над стопами;
  • садиться до параллели с полом, углы в коленях 90°.

Частые ошибки: наклон туловища вперед, в нижней точке колени не над стопами.

3. Стационарные выпады

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Поставить одну ногу назад на носок.

Выполнение: 1) согнуть ногу в колене и опуститься вниз, впереди стоящей и сзади стоящей ноги до угла 90° (до параллели бедра передней ноги с полом), вес тела посередине между стопами - вдох; 2) разогнуть ногу в колене (сзади стоящей ноги) и вернуться в И.П., выдох.

Частые ошибки: касание коленом пола; колено выходит за носок; вращение бедрами и туловищем; округлая спина (особенно при выполнении с малышом на руках) потеря равновесия (опасность травмирования, особенно с малышом на руках).

4. Стационарные выпады в статике

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Поставить одну ногу назад на носок.

Выполнение: 1) согнуть ногу в колене и опуститься вниз, впереди стоящей и сзади стоящей ноги до угла 90° (до параллели бедра передней ноги с полом), вес тела посередине между стопами - вдох; 2) удерживать положение, далее вернуться в И.П., выдох.

Частые ошибки: касание коленом пола; колено выходит за носок; вращение бедрами и туловищем; округлая спина (особенно при выполнении с малышом на руках) потеря равновесия (опасность травмирования, особенно с малышом на руках).

5. Выпад-реверанс

Исходное положение: стоя прямо, ноги на ширине плеч. Поставить одну ногу назад на носок.

Выполнение: 1) согнуть ногу в колене и опуститься назад в диагональ, впереди стоящей и сзади стоящей ноги до угла 90° (до параллели бедра передней ноги с полом), вес тела посередине между стопами - вдох; 2) разогнуть ногу в колене (сзади стоящей ноги) и вернуться в И.П., выдох.

Частые ошибки: касание коленом пола; колено выходит за носок; вращение бедрами и туловищем; округлая спина (особенно при выполнении с малышом на руках) потеря равновесия (опасность травмирования, особенно с малышом на руках).

6. Приседания во фронтальном выпаде (приседание в выпаде)

Исходное положение: стоя, стопы вместе, колени слегка согнуты. Руки, слегка согнутые в локтевых суставах, опущены вдоль тела, либо руки на поясе.

Выполнение: 1) сделать одной ногой шаг в сторону, чтобы ноги оказались на расстоянии, вдвое превышающем ширину плеч, согнуть ногу, отводя таз назад, пока бедро сделавшей выпад ноги не окажется параллельным полу. Другая нога в это время должна быть выпрямлена. Для сохранения равновесия выпрямить руки перед собой, вдох; 2) разогнуть ногу в коленном суставе (колено, работающей ноги всегда должно оставаться «мягким») - выдох. 

Особенности:

  • спина прямая, поясницу не прогибать, грудь расправлена, плечи развернуты; при выпаде колено не должно выступать за носок;
  • внижней точке поясничный отдел позвоночника должен оказаться под углом 45° к опорной поверхности;
  • вес тела равномерно распределяется между пяткой и средней частью стопы.

7. Разгибание (отведение) прямой ноги (назад) в положении стоя

Исходное положение: стоя, туловище немного наклонить вперед. Полностью перенести вес тела на опорную ногу, приподнимая рабочую ногу над полом.

Выполнение: 1) разогнуть (отвести) бедро назад и вверх, выдох; 2) вернуть ногу в И.П., вдох.

Особенности:

  • сохранять правильную осанку и устойчивость;
  • опорная и рабочая ноги немного согнуты в коленных суставах, и не выпрямляются по ходу движения;
  • не прогибать поясничный отдел позвоночника, мышцы живота держать в напряжении;
  • не ставить рабочую ногу на пол, пока не будут закончены все повторения;
  • движения должны быть нерезкими.

8. Отведение (поднимание) ноги в сторону из исходного положения стоя

Исходное положение: стоя, вес тела полностью перенести на опорную ногу, приподнимая рабочую ногу над полом.

Выполнение: 1) отвести ногу в сторону и вверх не выше уровня тазобедренного сустава, выдох; 2) вернуть ногу в И.П., вдох.

Особенности:

  • удерживать бедра в одной плоскости по ходу движения;
  • стопы остаются параллельными друг другу на протяжении всего движения (носок работающей стопы должен все время быть направлен вперед);
  • опорная и рабочая ноги должны быть обязательно немного согнуты в коленных суставах;
  • в коленном суставе работающей ноги движения быть не должно;
  • движения контролируемые, не резкие.

Частые ошибки: разворот бедра работающей ноги (носок направлен не вперед, а в сторону); наклон туловища в любую сторону; резкое поднимание и «бросание» ноги в И.П.

9. Подъемы на носки, из исходного положения стоя

Для лучшего результата подъемы на носки должны выполняться до утомления (появления чувства жжения).

Исходное положение: стоя, спина прямая, расположение стоп может быть разным (пятки вместе – носки врозь, пятки врозь - носки вместе, пятки и носки вместе, стопы параллельны на ширине плеч, носки «смотрят» вперед и тд.).

Выполнение: 1) подняться вверх на носки, выдох; 2) опуститься в И.П., вдох.

Особенности

  • подниматься на носки как можно выше, чтобы правильно напрягать прорабатываемые мышцы;
  • не раскачивать корпус вперед и в стороны.

Твоя мотивация


Невероятная сила воздействия музыки на человеческий организм остается по-прежнему слабо исследованной. Доказано, что с ее помощью эффективность тренировки можно увеличить на 15%, но каким должен быть функциональный саундтрек?

Научные данные свидетельствуют о том, что музыка активно влияет на интенсивность физиологических процессов и функции жизненно важных систем организма, а также приводит к гормональным и биохимическим изменениям. С середины 1990-х годов по мере развития технологий, ученые стали получать все больше возможностей для проведения серьезных исследований в этой области.

Ранее предполагалось, что прослушивание музыки просто отвлекает от упражнений и ощущения усталости, задает «внешний фокус» вниманию, делает занятия спортом приятнее – и только. Новейшие исследования доказали, что функциональная музыка реально уменьшает напряжение в теле и повышает эффективность тренировки на 15%.

Все дело в синхронизации: когда мы слушаем музыку, организм откликается и подстраивается под ритм, а также происходит синхронизация внешних движений и внутренних процессов, связки и мышечный аппарат воспроизводят музыкальный ритм, сокращается время реакции, усиливается кровообращение, непроизвольно увеличивается мощность мышечного усилия на сильных долях звукового воздействия, возбуждаются области мозга, отвечающие за появление определённых эмоций.

Для правильного подбора музыки необходимы два показателя: музыкальный темп и максимально допустимая частота сердечных сокращений (пульс). Нормальный пульс взрослого человека составляет от 72 до 80 ударов в минуту.

Правила использования музыкального сопровождения в тренировочном процессе:

  1. Музыкальное сопровождение должно быть прерывным и занимать 70-80% времени всей тренировки (для начинающих спортсменов – до 40-50%, для профессиональных – до 90% времени).
  2. Музыкальное сопровождение должно постоянно обновляться и включать в себя около 30% новых произведений, так как со временем возникает эффект привыкания, треки все меньше экзальтируют ЦНС спортсмена.
  3. Специалисты музыкотерапии замечают, что «любые физические упражнения будут более полезны, если их делать так, как нравится», поэтому составляйте плейлист из тех композиций, которые вам по вкусу. В зависимости от того, нравится песня или нет, ЧСС понижается или повышается, поэтому даже обычное прослушивание музыки уже можно считать своеобразной кардиотренировкой.
  4. Темпы композиций должны сменять друг друга, соответствуя всем фазам тренировки: разминка, основная часть с интенсивной нагрузкой, постепенное расслабление в конце тренировки.

Драйвовый «металл» кажется подходящим для работы с серьезными весами, поскольку заставляет организм вырабатывать дополнительный адреналин. Однако если слушать такую музыку на протяжении всей тренировки, выброс гормона прекратится, а утомление лишь усилится, поэтому специалисты рекомендуют ставить «тяжелые» треки непосредственно перед силовыми подходами.

«Клубная» музыка имеет высокий ритм, который приводит к постоянному непроизвольному сокращению множества мышц. Очевидно, что это мешает телу сфокусироваться на поставленной задаче.

Эфир радиостанций также мало подходит в качестве музыки для тренировок. Реклама служит отвлекающим фактором, композиции разного темпа и настроения ставятся вразнобой и не производят желаемый психофизиологический эффект.

 На заметку: песни Abba «Dancing Queen» и Queen «Don`t stop me now» идеально подходят для тренировок, так как их ритм колеблется в рамках 120-140 ударов в минуту.

Разумеется, не всегда использование музыкального сопровождения уместно. Шум воды многим кажется гораздо более приятной музыкой, чем та, которая звучит в наушниках.

Вместе с тем функциональный саундтрек – это эффективное средство оптимизации подготовки спортсменов. Исследования и опыт работы показывают, что использование в тренировке специальной музыки позволяет максимально реализовать потенциал спортсмена, стимулировать и регулировать в нужном направлении его рабочую активность, психическую деятельность и физиологические процессы. Атлеты добиваются высоких результатов меньшими волевыми усилиями и получают от тренировок больше удовольствия.

Я – мама?


Нередко, ожидая рождения ребенка, будущая молодая мама мучает себя вопросами «Какой мамой я буду? Как стать хорошей мамой? Смогу ли я дать малышу то, что ему необходимо?».

В большинстве своём, на начальном этапе опасения может вызывать лишь первый уход за малышом, но вот взаимоотношения с ребенком представляются юной маме уж точно практически безоблачными.

Женщина подсознательно представляет себе общение с детьми так же, как и во время игры в «дочки-матери» в детстве. Безусловно, новорожденный малыш вызывает только нежность, поэтому нам кажется, что мы всегда будем исключительно терпеливыми, самыми заботливыми и нежными, а в будущем станем подросшему ребенку лучшим другом и советчиком.

Даже та женщина, которая имеет негативные воспоминания об общении с родителями, приписывает возникший негатив конкретным недостаткам своих родителей и полагает, что вот она никогда такого не допустит.

К сожалению, действительность мало похожа на игры «дочки-матери». Нет, все мы, конечно, осознаем, что идеального послушания не будет и капризы возможны, но надеемся с помощью своих педагогических талантов свести эти явления к минимуму. И вот малыш еще не вырос, но уже проявляет характер, а проблем много, нервы не железные и мы срываемся на крик… А потом переживаем и думаем: «Можно было сдержаться. Я после работы не успеваю заниматься с ребенком! Почему мне не хватает терпения? Как же стать хорошей мамой?»

Все мы склонны копировать поведение наших родителей. Если женщина считает, что ее собственная мать – хорошая мать, она будет стараться делать все так же, не учитывая особенностей своей личной жизни.

В прошлом хорошей матерью считали:

  • Хорошую хозяйку, умеющую вкусно готовить, содержащую дом в идеальном порядке и т.д.
  • Женщину, занимающуюся воспитанием и образованием своих детей.
  • Женщину, умеющую поддерживать в доме хороший эмоциональный фон.

В современном мире хорошая мать должна быть еще и личностью, стремящейся к самореализации, что вообще не сочетается с предыдущими пунктами. Многие мамы, идущие в ногу со временем и обладающие соответствующими финансовыми возможностями, предпочитают нанимать репетиторов для обучения детей и помощниц для ведения хозяйства.

Однако, если при этом такие мамы уделяют внимание своему ребенку, они – хорошие мамы. И не надо считать себя плохой мамой только из-за того, что ваши представления об идеале («все как у моей мамы или тёти») не соответствуют действительности.

С чего же начать свою подготовку к материнству? Перед тем, как стать мамой, стоит задуматься, что важно в жизни именно для вас, и как сочетается с вашим представлением о жизни забота о детях. Не бабушкино представление, не соседки или подружек, а именно ваше! Потому что хорошая мама не чувствует постоянного чувства вины из-за своих поступков и решений. Довольна собой и поэтому способна дать своему малышу то, что ему нужно в первую очередь – внимание и безусловную любовь. Научить читать могут учителя, заработать деньги – папа, убрать – домработница, то есть практически все пункты в списке «идеальная мать» может выполнять кто-то другой… Только мама может заложить в маленьком человечке настоящую уверенность в себе, доверие к окружающим и любовь к миру. Поэтому не составляйте свод правил и не терзайтесь вопросом «хочу стать мамой, с чего начать совершенствование себя».

Безусловно, с рождением малыша вам придется стать более ответственной и менее эгоистичной. Уделять внимание ребенку надо всегда, несмотря на усталость и самочувствие. Если вы не уверены, что морально готовы к постоянной ответственности за новую жизнь или сомневаетесь в своих материнских способностях, пройдите тест «Готова ли я стать мамой». На ваш вопрос может не найтись однозначного ответа, но тест поможет понять, на какие моменты надо обратить внимание, чтобы стать хорошей матерью.

Для малыша связь с матерью на уровне эмоций очень важна, поэтому ваше гармоничное общение с ним гораздо важнее идеального порядка в доме (даже если идеальный порядок был в доме ваших родителей). Или вашего карьерного роста, умения рисовать и т.п.

Поэтому даже если вы уже работаете или планируете выйти на работу в ближайшем будущем, постарайтесь:

  • отыскать время для общения с ребенком;
  • обнимайте сына или дочку почаще и говорите им о том, что для вас они дороже всего на свете. Приходя домой, расспросите малыша о том, что он видел за день, что ему понравилось. Можете немного рассказать о своем дне – ваше общение должно быть наполнено позитивном;
  • если ребенок расстроен, не надо отмахиваться от его проблем как от мелочных и незначительных. Для малыша это действительно трагедия, и если вы проигнорируете ее, ребенок со временем перестанет вам доверять;
  • придумайте ваш совместный ежедневный ритуал. Чтение сказки на ночь, вечернее купание и т.п. – даже если вы целый день заняты, малыш будет знать, что в это время вы безраздельно принадлежите ему. Благодаря этому ритуалу ребенок будет спокойнее воспринимать вашу загруженность;
  • старайтесь во время разговора с малышом расположиться так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Это способствует хорошему взаимопониманию, а, кроме того, малыш всегда сможет к вам прижаться.
  • старайтесь устраивать вечерние семейные посиделки;
  • можно всей семьей построить замок из кубиков, поиграть в лото и т.п. В выходные обязательно ходите вместе гулять – совместное времяпровождение укрепляет семейные узы;
  • за помощь и хорошее поведение установите систему поощрений;
  • взрослые склонны долго отчитывать за оплошности и скупо хвалить за достоинства, а ведь ваша похвала – основа самооценки ребенка. Кроме того, такая система поможет не портить нервы по поводу уборки игрушек и т.д.;
  • научитесь всегда слушать ребенка в процессе вашего разговора;
  • никогда не срывайте злость на малыше и постарайтесь на него не повышать голос;
  • если же вы все-таки сорвались (а нервная система не железная), обязательно извинитесь перед ребенком и объясните, что он у вас хороший и вы его сильно-сильно любите. Но вот вы просто устали, расстроены и поэтому нервничаете. В этот момент страдаете вы оба, поэтому обнимите малыша и прижмите к себе – вам сразу станет легче.

Как же стать хорошей мамой для дочки? Очень часто женщина, ожидая девочку, думает: «Я готовлюсь стать мамой маленького ангела, мы будем вместе играть, подбирать наряды и т.д.» И в первое время так и происходит – маме с маленькими девочками найти общий гораздо проще, чем с мальчиками.

Отношения мамы и дочки изначально могут быть вообще идеальными. Но ребенок растет, и между мамой и дочкой возникают конфликтные ситуации. Статистика утверждает, что у матери со взрослой дочерью отношения бывают либо гармоничными, либо враждебными. Чтобы не задавать себе со временем вопрос, как стать хорошей мамой для дочки, надо:

  • не пытаться сделать из дочери то, чем не стали мы сами. Женщина подсознательно воспринимает дочь как свое непосредственное продолжение и поэтому пытается сделать из ребенка улучшенную копию себя. Что порождает впоследствии конфликт между «я» ребенка и ожиданиями матери. Позвольте ребенку быть собой;
  • позволяйте девочке проявлять самостоятельность – она не должна быть точной копией мамы. Что-то дочка будет делать не так хорошо, как мама, а что-то – значительно лучше. Всегда хвалите ее за успехи!
  • внимательно относитесь к точке зрения дочери – маме не всегда виднее, несмотря на жизненный опыт. Помните, что никто не прожил жизнь, не совершая ошибок. Постарайтесь быть терпимее;
  • доверяйте своей дочери и как можно больше общайтесь с ней, и тогда ваши отношения будут всегда гармоничным;
  • в воспитании девочки обязательно должен участвовать папа, и тогда вам не надо будет метаться меж двух огней, не понимая, как стать хорошей мамой и женой;
  • в отличие от женщин, мужчина привязывается к ребенку именно благодаря заботе о ребенке и в процессе регулярного общения с ним. Чем больше времени папа будет проводить с вами и с ребенком, тем крепче и гармоничнее будет ваша семья.

На свежий воздух!


Каждая молодая мама вне всяких сомнений хочет быть в чудесной физической форме. Однако, при этом мало кто желает потеть в душном помещении. Куда приятнее наслаждаться солнечным теплом и слушать пение птиц, шум листвы или любимую музыку. Заниматься спортом можно и без посещения тренажёрного зала. Всё, что нужно сделать — это всего лишь выйти из дома! Выполняя физические упражнения на свежем воздухе, вы не только сделаете здоровым своё тело, но и подарите себе массу удовольствия.

Весна заканчивается, и впереди у нас будет много тёплых дней, которые можно провести с пользой для себя и наших малышей. Физическая активность на улице приносит огромную пользу. Давайте рассмотрим преимущества занятий на природе:

  • Прекрасная физическая форма. Тренируясь на улице, человек теряет на 20 % больше калорий, чем в помещении. Это происходит благодаря кислороду, которым организм с избытком насыщается на открытом воздухе.
  • Заряд позитива. Физическая активность на лоне природы дарит хорошее настроение на весь день. Вокруг ведь столько красоты: золотые листья под ногами, лазурное небо над головой. Простые упражнения превращаются в радостное приключение — ну как тут не радоваться жизни?
  • Экономия времени и денег. Чтобы размять своё тело, вам не придётся тратить деньги на проезд через весь город и на абонемент в спортзал. Неподалёку от вашего дома наверняка найдётся парк или сквер, в который вы можете отправиться тренироваться в любое удобное для вас время.

Какие вида спорта на свежем воздухе подойдут и маме и малышу?

1. Бег

Бег – естественное и привычное для детей движение, которое является неотъемлемой частью подвижных игр в повседневной жизни. Быть здоровым и энергичным, волевым и выносливым детям и взрослым помогают беговые тренировки. Чтобы бег стал привычкой и умением, нужно начинать пробежки с ребенком очень рано.

2. Велопрогулки

Велопрогулки с детьми прекрасная возможность поговорить с малышом обо всем, что мы видим вокруг. Новые впечатления, интересные приключения и обоюдное удовольствие от езды на велосипеде подталкивают детей делиться с родителем всем, что он видит вокруг, и предлагать направления для движения.

Совместные путешествия на велосипеде значительно ускоряют процесс развития речевых и коммуникативных навыков ребенка. И хотя можно идти и говорить с крохой, сидящим в обычной коляске, но не всегда это удобно и для малыша, и для взрослого. Мама с коляской может пройти довольно большое расстояние, но на велосипеде она более мобильна и может попасть даже в самые удаленные районы города за более короткий временной промежуток. Преимущество велопрогулки заключается в том, что родитель может ехать и пояснять все происходящее, выслушивая мнение ребенка и отвечая на его вопросы.

3. Роликовые коньки

Огромный положительный эффект даст вам езда на роликах на свежем воздухе: теперь вы не будете страдать анемией и кислородным голоданием. А это значит, что красивый цвет лица и хорошее самочувствие вам обеспечено. При езде на роликовых коньках задействованы все мышцы ног и ягодиц, а также руки, движения которыми развивают плечевой пояс. Повороты туловищем развивают мышцы пресса. Если вы мечтаете сбросить лишние килограммы и при этом не хотите посещать тренажерный зал – катание на роликах – именно то, что нужно. При спокойном передвижении расходуется 400 килокалорий в час, при быстром – 900 килокалорий.

      Что, как ни катание на роликовых коньках разовьет в ребенке координацию, смелость и ловкость, научит его поддерживать хорошую физическую форму и предоставит возможность находиться на свежем воздухе несколько часов подряд?

          Конечно, не стоит насильно заставлять ребенка осваивать роликовые коньки, для начала можно сделать пробный выезд, попросив у знакомых на время ролики. Если понравится и не вызовет отрицательных эмоций у ребёнка, тогда смело идите в магазин и выбирайте обмундирование.

4. Самокат

Самокат - замечательный вид детского транспорта, потому как овладеть искусством катания очень просто и доступно каждому ребенку. На нем интересно кататься и мальчикам, и девочкам.

Очень важным преимуществом самоката является и то, что езда на нем менее травматична, чем на роликах или велосипеде, и поэтому детки катаются уже начиная с 2,5 лет. Езда на самокате укрепляет и развивает мышцы ног, а также помогает учиться держать равновесие.

После 3 лет ребенок осваивает двухколесный самокат.  Он должен быть металлическим, а потому прочным и надежным. Ребенок, став постарше и пересев на двухколесный самокат, пытается развить большую скорость, и здесь никакие лишние детали не должны отвлекать юного водителя от дороги. Такой самокат должен быть легким и маневренным, обязательно оснащен ножным тормозом. Высота руля должна регулироваться, поскольку этот транспорт прослужит ребенку уже не один год. Обратите внимание на форму и фактуру ручек. Они должны быть удобны. Не стоит забывать и о таких важных элементах, как колеса и подшипники. Они должны быть изготовлены из прочных долговечных материалов. Двухколесный самокат лучше покупать вместе с ребенком, чтобы он мог его примерить под себя.

 5. Теннис

Теннис вырабатывает в детях ловкость, улучшает координацию и точность движений. Однако многие медики сегодня не рекомендуют отдавать ребёнка в теннис в раннем возрасте из-за серьёзных нарушений в осанке.

6. Футбол

Как и хоккей, этот командный вид спорта, который научит не только выносливости, но и ещё и очень важному умению работать в команде.

7. Плавание

О пользе водных процедур для детей знают все. Недаром плавание бьёт все рекорды по максимальной занятости именно в этом виде спорта и именно детей. Вода — закаливание и возможность заниматься спортом в любое время года. Плавание наиболее распространено среди детей, хотя многие родители-экстремалы уже с раннего возраста (читайте: плавание детей до года) учат своих чад и водным лыжам, и прыжкам в воду. В любом случае перед этим нужно разрешение врача для таких занятий.

Послеродовое восстановление. Физиология.


Счастливая мама обнимает своего долгожданного новорождённого малыша. Безумно трогательный, но вместе с тем и ответственный момент! Ведь в ближайшие 6-8 недель её организм будет восстанавливаться после беременности и родов, а также доводить до автоматизма процесс лактации. Сейчас молодая мама находится в начале послеродового (пуэрперального) периода, и в голове её – множество вопросов.

Давайте разберёмся, что же такое послеродовой период, и ответим на самые частые вопросы касательно его физиологии.

1. Что такое послеродовой период?

Послеродовый период включает время с момента рождения последа до завершения обратного развития изменений, произошедших в организме женщины во время беременности. Продолжительность этого периода составляет от 6 до 8 недель. В большинстве случаев он протекает нормально, однако иногда возникают опасные осложнения, требующие неотложного лечения.

2.Какие изменения происходят в организме женщины после родов?

Сразу после рождения последа матка начинает сильно сокращаться и уже через несколько минут приобретает округлую форму. Уже через 2 недели её размеры соответствуют небеременной матке. В течение нескольких суток после родов поверхностный слой внутренне оболочки матки сжимается и выделяется в виде кровянистых выделений. Эпителизация матки заканчивается ко 2-3-й неделе после родов. Шейка матки возвращается в свое обычное состояние к концу первой недели. А вот стенки влагалища еще в течение 3-4-х недель после родов остаются отечными. Изменения гормонального статуса, происходящие после родов, стимулируют начало лактации.

3.Когда приходит молоко?

В первые трое суток молочные железы выделяют молозиво, которое отличается от молока более высоким содержанием белка и иммуноглобулинов. Его немного, но оно в 10 раз более питательное, чем молоко. Поэтому даже небольшого количества молозива хватает, чтобы накормить ребенка. Чтобы в дальнейшем было достаточное количество молока, самое основное - регулярно прикладывать ребенка к груди и ничем его не докармливать. Обычно молоко приходит к концу 3-х, началу 4-х суток после родов. Молочные железы в течение нескольких часов твердеют, увеличиваются в объеме, становятся болезненными, повышается температура. Эти проявления постепенно исчезают при правильном режиме кормления.

4. Каковы основные правила гигиены после родов?

Следует ежедневно принимать душ, а также 2-3 раза в день делать подмывание. Лучше выбрать нательное и постельное белье из хлопчатобумажной ткани. Белье необходимо менять каждый день, а прокладки не реже, чем через каждые 4 часа. Помните, что в послеродовом периоде противопоказан прием ванны и купание в естественных водоёмах. Обязательно уточните у врача, какие способы гигиены и обработки промежности необходимы в вашем конкретном случае.

5. Какие проблемы могут возникнуть в послеродовом периоде?

Вас могут беспокоить кровяные выделения из влагалища. Как мы уже говорили, это нормальное явление. Первые 2 - 3 дня выделения достаточно обильные, как в первые дни менструации. Затем их становится меньше, они приобретают буровато-коричневый цвет. Обычным явлением для послеродового периода являются схваткообразные или тянущие боли внизу живота. Сокращения матки всегда сопровождаются некоторыми болевыми ощущениями. Боли могут усиливаться при кормлении грудью. Обычно боли проходят к 4-7 дню после родов.

Выполняйте послеродовые упражнения - они способствуют уменьшению боли. Если вам тяжело переносить эту боль, возможно применение обезболивающих препаратов. Боли в промежности особенно сильно беспокоят женщин, у которых во время родов произошли разрывы промежности. На заживление требуется, как правило, 7-10 дней. При выраженной болезненности попросите врача назначить вам обезболивание.

В первые дни после родов, особенно длительных или сопровождавшихся оперативным вмешательством, у родильниц нередко наблюдается задержка мочеиспускания. В таком случае мочу выпускают катетером.

Первый стул у роженицы обычно бывает на 2-3 день после родов. Выполнение физических упражнений способствует нормализации работы кишечника. Если стула нет на 4-й день, то можно воспользоваться слабительной свечой.

После первых кормлений у женщин могут образовываться трещины сосков. Чтобы этого не случилось, нужно в первые 2-3 дня после родов прикладывать ребенка к груди не дольше 5-7 минут. Можно пользоваться специальным кремом для предотвращения трещин сосков. Перед каждым кормлением следует мыть руки с мылом. Необходимо также обмывать молочные железы теплой водой с детским мылом перед и после каждого кормления, начиная от соска и заканчивая подмышечной впадиной, и просушивать стерильной пеленкой. После кормления остатки молока необходимо сцедить до полного опорожнения молочной железы для исключения застоя. Это способствует улучшению лактации и является профилактикой инфицирования молочных желез.

6. Когда необходимо незамедлительно обратиться к врачу?

  • у вас появились обильные кровяные выделения из влагалища со сгустками, ярко-красного цвета, приходится менять несколько прокладок в течение часа (симптомы маточного кровотечения);
  • появилось резко болезненные уплотнения в груди в сочетании с высокой температурой (такие симптомы могут быть признаком мастита);
  • неприятный запах выделений из влагалища в сочетании с повышением температуры, ознобом (такие признаки могут говорить о начавшемся воспалении в полости матки);
  • открытие шва после кесарева сечения с неприятно пахнущими выделениями или кровью;
  • увеличение болезненности в области разреза промежности, появление выделений с неприятным запахом (признаки инфицирования или расхождения шва);
  • покраснение, болезненные участки на ногах, припухшие, горячие на ощупь (симптомы начала тромбофлебита).

7. Когда можно приступить к физическим нагрузкам?

Первые 2 месяца вы должны отдыхать, стараться высыпаться, по возможности не поднимать ничего тяжелее ребенка и ограничить физические нагрузки. Это важно в первую очередь для сокращения связок матки, восстановления мышц тазового дня и профилактики послеродовых кровотечений. Пролапс гениталий является одним из самых частых заболеваний женщин после 50 лет. Надо помнить об этом и заботиться о себе с молодости.

Самопроизвольные роды: не рекомендуется выполнять тяжелые физические упражнения в первые 1,5 – 2 месяца после родов. Особенно до тех пор, пока еще сохраняются кровянистые выделения (лохии). Физическая нагрузка вызывает приток крови к тазовым органам и может вызвать увеличение объёмов выделений, в некоторых случаях к возникновению кровотечения. Допустима легкая суставная гимнастика, статические упражнения. Все упражнения должны выполняться без утяжеления! Классические упражнения на мышцы брюшного пресса можно начинать выполнять спустя 2 месяца после родов.

Оперативные роды: в этом случае каждая ситуация более индивидуальна. Многое зависит от доступа (места разреза), кровопотери, инфекционного риска и вообще течения операции. Поэтому дать какие-либо общие рекомендации трудно. У многих женщин после операции кесарева сечения теряется чувствительность и способность в полной мере сокращать мышцы брюшного пресса, как правило, это проходит через 6-12 месяцев после родов.

8. Какие упражнения можно выполнять в послеродовом периоде без ущерба для здоровья?

Упражнения статической нагрузки (например, «Вакуум») можно начинать выполнять уже через месяц после операции, если эти упражнения не причиняют никакого дискомфорта в области рубца. Классические упражнения на мышцы брюшного пресса стоит выполнять не ранее, чем через 4 месяца, после контрольного УЗИ органов малого таза и определения состоятельности рубца на матке.

Упражнение «Вакуум»

Чтобы освоить упражнение «Вакуум», начните с самого лёгкого варианта – положения лежа на спине (живот проще втянуть под действием силы тяжести). С ростом тренированности переходите к выполнению вакуума в положении «на четвереньках», затем сидя и освойте, наконец, самый сложный вариант стоя.

Лёжа: лягте на спину, ноги согните в коленях, ступни поставьте на пол, руки вытянуты вдоль туловища. Сделайте мощный выдох, пытаясь выгнать весь воздух из легких, и втяните живот с усилием. Представьте мысленно, что нужно дотронуться пупком до позвоночника. В положении лежа вам будет помогать сила тяжести. Держите живот втянутым на протяжении 15 секунд. Не позволяйте недостатку воздуха испортить упражнение, поэтому совершайте маленькие вдохи. Концентрируйтесь на вашей диафрагме, чувствуйте, как она втягивается вглубь живота. Выполняйте 3-4 подхода несколько раз в день (минимум дважды). Лучше делать его с утра на пустой желудок (можно сразу после пробуждения), а в течении дня в любое время, когда живот не набит едой. Со временем увеличивайте время упражнения, дойдя с 15 секунд до 1 минуты и больше.

На коленях: после того, как вы сможете с легкостью делать вакуум в 5 подходах по 1 минуте, переходите к более сложному варианту – на «четвереньках». Здесь вы будете идти против силы тяжести. Встаньте на колени и упритесь руками в пол. Руки в локтях не сгибайте. Запястье, локоть и плечо находятся на одной линии, а бедра должны быть перпендикулярны голени. Сделайте один мощный выдох и втяните живот. Немного опустите голову, а спину выгнете. Начните с 30 секундных подходов, доведя их постепенно до 5 по 1 минуте.

Сидя: положение сидя включает в работу мышцы, которые держат позвоночник в прямом положении в пространстве. Кроме того, сила тяжести также не сможет вам помочь. Сядьте на ровную и твердую поверхность. Сделав мощный выдох втяните живот и держите такое положение в течение 1 минуты.

Стоя: выполняется аналогично. Вы занимаете удобное положение стоя и на выдохе втягиваете живот, стараясь продержаться, как можно дольше. Не ограничивайте себя 1 минутой. Выполняйте «Вакуум» на протяжении всего дня. Просто контролируйте свои брюшные мышцы, во время всех движений, которые совершаете. Старайтесь втягивать живот постоянно, неважно стоите Вы или сидите. Со временем поперечная мышца живота приобретет тонус и напряженное состояние станет для нее естественным.

Суставная гимнастика

  • наклоны, повороты и вращения по полукругу головы (из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут);
  • вращения плечевого пояса и прямых рук (из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут);
  • прогибаемся в пояснице с разведением рук – округляем спину и сводом руки, осторожно тянемся в стороны (из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут, ноги мягкие);
  • вращения тазом (из И.П. стоя, ноги на ширине плеч и мягкие, спина прямая, живот втянут, руки на поясе);
  • упражнение «Кошечка» (из И.П. на четвереньках, прогибаемся в пояснице – округляем спину, живот втянут);
  • наклоны туловища вперед с прямой спиной (из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут, руки перед собой);
  • вращения коленями (из И.П. стоя, ноги мягкие, спина прямая, живот втянут, руки на коленях);
  • вращения голеностопа (из И.П. стоя, ноги на ширине плеч, спина прямая, живот втянут, руки на поясе).

Начинаем тренировку!


 

Как часто уход за малышом и домашние дела занимают весь день молодой мамы, и у неё катастрофически не хватает времени даже подумать о себе… Далеко не всегда есть возможность поручить заботы о ребёнке родственникам или няне, а самой отправиться в фитнес-клуб или бассейн на несколько часов, чтобы полностью расслабиться и отдохнуть, а заодно и привести себя в форму.

Совместные занятия для мам и малышей Fitnesssbabyрешают все эти проблемы и позволяют провести время с пользой для обоих. Для мамы это - физическое восстановление фигуры, а для малыша – общение с мамой, и другими детьми, а также развитие мелкой моторики.

Чему ещё способствуют совместные занятия фитнесом с детьми? Для малыша это конечно же:

  • развитие двигательной активности туловища и конечностей;
  • профилактика появления плоскостопия;
  • правильное формирование позвоночника и тазобедренных суставов, конечностей, головы и шеи;
  • развитие зрения, слуха, обоняния, осознания;
  • своевременное развитие важных рефлексов;
  • нормализация деятельности желудочно-кишечного тракта;
  • поддержание нормального режима сна и бодрствования;
  • поддержание аппетита и способности усваивать необходимые для развития белки, жиры, углеводы и витамины;
  • поддержание хорошего настроения ребёнка;
  • укрепление иммунитета, развитие деятельности головного мозга, правильному функционированию эндокринной системы ребёнка.

На занятиях мамы с малышом появляется возможность активно способствовать развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулировать их речь. Постоянное наблюдение в ходе совместных занятий за своим ребёнком и осуществление страховки позволяют предоставить детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребёнком всё более сложных движений, умению быстро и чётко их выполнять.

Задача взрослого – не мешать ребёнку, но, при необходимости, вовремя оказать помощь.  Возникновение радостных эмоций на занятиях активизирует как двигательную, так и умственную деятельность детей.

Особое значение имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Игра является ориентирующей, адаптивной деятельностью, так как не ставит перед ребёнком требований, которые не могут быть выполнены. В то же время она требует определённого напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье ребёнка.

Только на подобных занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего индивидуальные особенности своего ребёнка, и педагога, строящего занятия на основе знаний педагогики, психологии, физической культуры и медицины.

Совместные занятия фитнесом детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. Ведь здоровая, красивая и счастливая мама – залог семейного благополучия!

Общее развитие ребёнка, формирование положительных черт характера происходит преимущественно в то время, когда он участвует в жизни близких ему старших детей и взрослых, играет, наблюдает за окружающим.

Подключение родителей к физическим занятиям на первых этапах посещения ребёнком дошкольного учреждения помогает уменьшить негативные последствия адаптационного синдрома. Это связано с тем, что ряд условий, значительно влияющих на адаптацию ребёнка, реализуется на подобных занятиях. Это и создание положительных эмоциональных отношений, и игровая деятельность, и повышение уровня физического состояния.

Совместные занятия дают элементарные навыки организации двигательной деятельности детей раннего возраста, знания о физиологических особенностях организма ребёнка, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля. На занятиях Fitnesssbabyвнимание уделяется не только ребенку. Мама также активно задействована в процессе тренировок. Ребёнок развивает первичные навыки движения, а мама без отрыва от малыша проходит восстановительный послеродовой курс.

Наши упражнения позволят привести в форму мышцы и суставы, видоизменившиеся в процессе беременности и родов. Восстановить фигуру, сбросить лишние килограммы и просто привести себя в порядок. В занятия входят упражнения, которые мамы выполняют в паре с малышом, направленные на максимальное жиросжигание и проработку проблемных (после появления малыша) зон. При этом мама неразлучно со своим чадом, все упражнения делаются вместе с малышом, что очень важно в первые месяцы жизни младенца.

В результате малыш получает необходимую физическую активность, мама приводит тело и фигуру в отличный вид, а близость между ними становится еще более тесной.

Почему ещё стоит попробовать?

  • Вам не придется выкраивать время для тренировок, пока малыш спит.
  • Вы будете всегда рядом с вашим малышом.
  • Вы заложите в малыша любовь к двигательной активности, что в свою очередь положительно скажется на его физическом и эмоциональном развитии.

Послеродовое восстановление. Психология.


Казалось бы, после рождения малыша и счастливого момента выписки из родильного дома все сомнения, тревоги и переживания уже позади. Однако, неожиданно для молодой мамы, она погружается в состояние тревоги, необъяснимая раздражительность не отступает ни на шаг, а агрессивность и плаксивость и вовсе стали её постоянными спутниками. Перемены в режиме дня, частые недосыпы, желание успеть всё и сразу, синдром «идеальной жены и мамы», ежедневная рутина, постоянные переживания за здоровье малыша… Всё это может привести к послеродовой депрессии. Что это такое? Давайте разберёмся в сути этого понятия.

Различается четыре типа послеродовых кризисов: «бэби-блюз», истощение, депрессия и послеродовой психоз.

1.                Синдром «бэби-блюз»

После рождения ребенка в организме вновь происходит колоссальная гормональная перестройка. Показатели прогестерона и эстрогенов внезапно снижаются в течение суток до того уровня, который предшествовал наступлению беременности. Надпочечники и щитовидная железа выделяют меньше адреналина и норадреналина. Все это оказывает влияние на чувствительность к внешним и внутренним раздражителям. Недостаток прогестерона является одной из причин возникновения страха, недостаток эстрогенов может привести к угнетенности и депрессии. А недостаточность функции щитовидной железы — к апатии и инертности. Малое содержание адреналина в крови снижает физические силы, а недостаток норадреналина вызывает угнетенное состояние.

Поэтому нужно подготовиться к тому, что после родов ваши чувства могут стать очень неустойчивыми, беспричинно меняться от радости к страху и отчаянию. Предупредите об этом и ваших близких, они тоже должны пережить этот период и помочь вам с ним справиться. Послеродовой кризис не всегда бросается в глаза окружающим, он может восприниматься как равнодушие или капризы неопытной матери. В этот момент особенно ценна поддержка отца ребенка, его готовность разделить заботу и тревогу за ребенка, умение понять ваши неуверенность и беспокойство. Во многом это проверка на прочность ваших отношений: они могут стать более близкими или, наоборот, формальными и отстраненными.

Часто для молодой мамы бывает достаточно слов, что её по-прежнему любят. Окружающим следует помнить, что такое настроение не нравится и самой женщине, по пока она не может с ним справиться. Поэтому не нужно взывать к её разуму и силе воли, а лучше попытаться понять её и разделить тревоги.

Усугубить ваше нервозное состояние может недостаток сна, постоянная забота о ребенке и неожиданно навалившаяся усталость. Чем больше вам будут помогать (по возможности), тем лучше. Это особо важно, если у вас родился первый ребенок, так как вы полны сомнений и не вполне уверены в себе. Наиболее подвержены эмоциональным осложнениям в послеродовой период те женщины, которые и раньше страдали депрессией и подвергались медикаментозному лечению.

Одной из причин кризиса может стать чувство потери, разлуки, ведь при родах разрушается симбиотическое единство матери и ребенка, отчего они оба страдают. Для ребенка рождение — это первый кризис, он испытывает ужас от яркого света, громких голосов, резких звуков, боли в животе из-за голода и переполненного кишечника. И чем сильнее привязанность матери к младенцу, тем острее она ощущает его потребности и сопереживает его состоянию. К тому же после родов женщина не всегда имеет возможность постоянного общения со своим ребенком. Замечено, что женщины, которых разлучают со своими детьми в первые дни после родов, более подвержены послеродовой депрессии. Для вас сейчас важно найти прелесть в новом, раздельном существовании с ребенком. То есть научиться любить малыша, но не принадлежать ему полностью, заботиться о нем, но не делать своей собственностью.

С рождением ребенка, особенно первого, вы в полной мере сможете осознать, что закончился беззаботный период вашей жизни с ее привычками, личной свободой, какими-то профессиональными планами. Вам может показаться, что теперь все ваше время принадлежит только ребенку, у вас нет никаких прав на собственную жизнь, что это теперь уже никогда не закончится (что, конечно же, не так). Возникает раздражительность, подавленность и недовольство собой. Такое состояние матери не самым лучшим образом отражается на ребёнке. Когда к малышу прикасается несчастная мама с тревожным выражением лица и слезами в голосе, то малыш тоже становится тревожным. Депрессия препятствует взаимопониманию мамы и малыша. Потерпите немного. Уже через несколько недель после рождения ваш ребенок будет улыбаться и узнавать вас. К тому же принятие материнства совсем не обязательно должно происходить в момент рождения ребенка. Это ощущение складывается постепенно на протяжении всей жизни, незаметно присутствуя и вспыхивая в особые моменты. Необходимо время, чтобы осознать, что теперь вы мать.

Любовь к ребенку требует от женщины немалых сил, и поэтому ей нужно немного отдохнуть от пережитых нагрузок, восстановить физические силы и выспаться. Чувства вызваны не только радостными и счастливыми переживаниями. В материнстве тесно переплетены тревога и беспокойство за ребенка, желание опекать его и заботиться о нем. Часто любовь к ребенку и материнские чувства зарождаются после различных переживаний, связанных с ребенком. Именно материнская любовь заставляет женщину просыпаться за несколько минут до пробуждения ребенка и позволяет задолго разглядеть в нем черты будущей личности. Такое предвосхищение событий помогает маме создавать гармоничную атмосферу для воспитания ребенка.

На формирование материнского инстинкта влияет и опыт собственного раннего детства. Если с закрепившимся в памяти образом матери связаны тепло, благодарность, то это, несомненно, поможет принять собственное материнство и стать удачным примером для подражания в каких-либо ситуациях. Если же этот образ связан с обидами, непониманием, чувством покинутости, то неосознанное желание не быть похожей на мать может помешать принять собственный материнский образ. В этом случае необходимо найти другой пример для подражания.

С наступлением этапа материнства женщина переживает кризис, такой же естественный, как кризис подросткового возраста: разрушаются старые представления о себе и выстраиваются новые. Кризис материнства начинается с желания женщины иметь ребенка, продолжается во время беременности и длится первый год жизни ребенка. Во время кризиса у матери формируется ответственность за себя и ребенка, меняется представле­ние о женственности и сексуальности, появляется более глубокая оценка самой себя. Но, переживая кризисное время, женщина становится более уязвимой и хрупкой, и поэтому требует более бережного отношения со стороны окружающих.

Часто в проявлении у женщины материнского инстинкта ей помогает ее малыш. Ребенок сам делает первый шаг навстречу своей маме, чтобы завоевать ее внимание: он кричит, широко раскрывает глазки, «дрыгает» ручками и ножками. Именно ребенок делает женщину матерью. Мама и малыш развиваются навстречу друг другу. Младенец приспосабливается к неловкостям мамы, к особенностям ее голоса, движений, а мама учится делать все правильно, становится ловкой, уверенной, понимает потребности ребенка. Чтобы между мамой и младенцем возникла настоящая любовь, недостаточно грудного молока или игр. Уникальные отношения между матерью и ребенком начинаются с осознания женщиной того, что в ней есть что-то от ребенка, а в нем есть что-то от неё. Опираясь друг на друга, мама и малыш будут счастливы: он будет расти, чувствуя себя любимым и защищенным, а она будет развивать свою любовь. На свете не бывает совершенных матерей, но все то, что каждая мать с любовью дает своему ребенку, оказывается достаточно хорошим для него.

При синдроме «бэби-блюз» для женщины бывает достаточно любого резкого слова, чтобы вызвать слезы. Но слезы - не единственная реакция в этом случае. Некоторые женщины реагируют агрессивно, с раздражением ругают окружающих. Это, конечно, не выход! В то же время вы не должны все терпеть и молча сносить иронические или даже грубые замечания в свой адрес. Не делая много шума, дайте понять, что вам неприятны такого рода высказывания в свой адрес.

Находясь в больнице, вы можете обсудить свои проблемы с акушеркой. Это даже более правильный выбор, чем обращение к родственникам, поскольку ваши родственники часто сами являются источником проблем, а акушерки хорошо знакомы с типичными заботами матерей в послеродовой период. Не стесняйтесь проконсультироваться и у психолога, вас никто не посчитает ненормальной. Если вы не разберетесь с тем, что вас тревожит, сейчас, то впоследствии сделать это будет гораздо труднее.

Что поможет справиться с синдромом «бэби-блюз»:

  • чашка ромашкового чая, выпитая с близким человеком;
  • теплое молоко с мёдом;
  • дополнительный отдых;
  • теплая ванна с цветочным ароматом;
  • объятия и ласки;
  • звонок домой родителям;
  • ваше любимое блюдо;
  • частое кормление грудью;
  • свежие цветы в доме;
  • посадите какое-нибудь растение;
  • откажитесь от просмотра телевизора;
  • чтение или сочинение стихов;
  • пение;
  • зажженные свечи.

2.                Истощение и депрессия

Как правило, восстановительный период после родов длится в среднем 6—8 недель. Часто этого времени бывает недостаточно, чтобы полностью восстановить свою физическую форму, работоспособность. Напротив, такая установка может привести к совершенно противоположному результату и надолго вывести вас из строя, что навредит не только вам, но и вашему ребенку.

Вы должны помнить, что ваша жизнь теперь не только в ваших руках, но и «в руках» вашего младенца. А ваша основная задача — выкормить ребенка. После родов в период с 4-й по 6-ю неделю включительно аппетит ребенка повышается, соответственно, у матери увеличивается выработка молока. Все это ведет к напряженным ночам без сна, хроническому недосыпанию и усталости. Кроме того, некоторые младенцы непрерывно плачут — и днем и ночью, и этот плач способен довести мать до нервного срыва. Часто, не найдя причин такого плача, мать начинает винить во всем себя.

Еще одна проблема, с которой вы можете столкнуться после рождения ребенка, — охлаждение к вам ваших друзей и подруг, если только кто-нибудь из них сам не обзавелся ребенком. Обратная ситуация — чересчур навязчивое внимание друзей и родственников. В первое время, возможно, будет необходимо ограничить круг посетителей, чтобы они лишний раз не утомляли вас. Ведь общение потребует довольно много ваших сил и отнимет немало времени.

Если через какое-то время после рождения ребенка вы почувствуете головные боли, возникнут желудочно-кишечные расстройства, вы будете постоянно зябнуть, то это свидетельство постнатального истощения. Чаще всего оно наступает на втором-третьем месяце после рождения ребенка. Если ко всему этому добавятся еще и душевные переживания, неуверенность в том, что вы хорошая мать, то можно легко впасть в состояние послеродовой депрессии. Следствием депрессии может стать то, что женщина перестанет испытывать радость от собственного материнства, перестанет следить за своей вне­шностью, будет избегать общения, в тяжелых случаях может пристраститься к лекарственным препаратам, алкоголю. Причины депрессии кроются чаще всего в перенапряжении, в том, что все заботы о доме и ребенке ложатся на плечи женщины. Поэтому ни в коем случае не пренебрегайте помощью мужа, бабушек, дедушек, подруг. Вашим близким и вашему ребенку нужна не героиня, а здоровая мать. Отдых очень важен для вас после рождения ребенка, достаточный сон — основной фактор, обеспечивающий нормальное грудное вскармливание. Попробуйте установить определенные часы для отдыха, например, в послеобеденное время. Даже если вы не хотите спать, просто расслабьтесь, закройте глаза и ни с кем не общайтесь в это время — даже непродолжительный отдых позволит вашему организму восстановить силы. Если нет возможности нанять помощницу по дому или няню для ребенка, попросите мужа, кого-нибудь из родственников или подруг посидеть с ребенком хотя бы какое-то время, чтобы у вас появилось личное время, которое вы сможете провести вне дома, сходив в гости, в театр, в кино или поужинав с друзьями. При этом не берите в расчет то, что о вас подумают люди. Руководствуйтесь только интересами своей семьи: вашими личными, ребенка и мужа.

Еще одной серьезной причиной для депрессии может стать чувство, что вы превратились в домашнюю работницу. В этом случае обзаведитесь надежными помощниками и выходите на работу, но сначала не на полный рабочий день, так как вашему малышу требуется общение с вами, а вам — время, чтобы привыкнуть к новому ритму жизни.

Что поможет справиться с послеродовым истощением:

  • достаточно отдыхайте;
  • каждый день делайте себе что-либо особенно приятное;
  • исключите из питания кофеин, рафинированный сахар и лишнюю соль, пейте больше жидкости (желательно 2 литра в день);
  • употребляйте в пищу продукты, богатые белком;
  • избегайте самоизоляции;
  • находитесь в обществе ваших друзей и близких ежедневно, не отказываетесь от помощи;
  • полностью исключите просмотр телевизора;
  • ежедневно делайте зарядку, суставную гимнастику, гуляйте быстрым шагом;
  • расслабляйтесь;
  • читайте вдохновляющие и мотивирующие книги.

3.                Послеродовый психоз

Страдающим послеродовым психозом требуется психиатрическая помощь. Большинство послеродовых психозов возникает с 7-го по 21-й день после родов. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов на скорейшее выздоровление. При послеродовом психозе женщины теряют контакт с окружающей действительностью, утрачивают способность к пространственной ориентации. Они могут испытывать страх преследования, у них возникают видения, они начинают слышать внутренние голоса. О том, что начинается послеродовой психоз, свидетельствует появление бессонницы, страха, помутнения сознания, галлюцинаций, мании преследования, алкогольной или медикаментозной зависимости. Может возникнуть желание сделать что-то с собой или с ребенком.

Причины возникновения психоза: интенсивная гормональная перестройка после родов, душевные переживания в процессе рождения ребенка, наследственная предрасположенность к психическим отклонениям, проблемы в семейных отношениях. Послеродовой психоз — это следствие физических, гормональных и психических перегрузок.

по материалам «Большой подарок для будущей мамы» О. Ворожцовой

Спорт после родов. Когда начинать?


Девять месяцев беременности и последующие роды накладывают свой отпечаток не только на мировоззрение женщины, но и на ее физическое состояние. Легко протекающая беременность – редкость, поэтому большинство новоиспеченных мамочек на собственном опыте испытали все, так называемые, «прелести» вынашивания. Ощущение тяжести в ногах, тянущие боли в области поясницы, боли в коленных суставах после родов – эти и другие симптомы могут указывать на то, что женщина обрела не только радость материнства, но и избыточный вес. Естественно, каждой мамочке хочется поскорее вернуть себе былую красоту, сбросив лишние килограммы. Кажется, что все просто, ведь достаточно сесть на диету и начать посещать тренажерный зал, чтобы, как и прежде, ловить на себе восторженные мужские взгляды. Да, если бы не одно «но» - грудное вскармливание, при котором такой метод похудения противопоказан.

Разрешен ли спорт при грудном вскармливании? Как физические занятия влияют на грудное молоко? Какие виды спорта при лактации допустимы? Речь идет не о профессиональных спортсменках, которые вынуждены жертвовать драгоценным кормлением грудью ради карьеры. Эти вопросы чаще всего интересуют обычных женщин, для которых, основной проблемой после родов является избыточный вес. Получив ответы на эти и другие вопросы, похудеть при кормлении грудью совсем не сложно.

Согласно рекомендациям специалистов, выполнение некоторых физических упражнений можно начинать уже на следующие сутки после родов. Однако сначала следует оценить общее состояние женщины, учесть течение беременности, наличие либо отсутствие послеродовых осложнений. Если роды прошли хорошо, несколько простых упражнений не только не навредят, но и помогут быстрее восстановить тонус мышц живота. В тех случаях, когда роды были патологическими и при физических нагрузках существует угроза возникновения кровотечения, от выполнения упражнений лучше воздержаться. Поэтому, занятия спортом при кормлении грудью, например, после проведенной операции кесарева сечения, допустимы не ранее, чем через два месяца.

Любые физические упражнения, выполняемые после родов, должны приносить удовольствие. Если спорт при грудном вскармливании отбирает последние силы, значит, необходимо снизить нагрузки или вовсе прекратить занятия на некоторое время. Плохое настроение и усталость мамы негативно влияют на лактацию, снижая суточный объем грудного молока.

Во время выполнения физических упражнений в мышцах вырабатывается молочная кислота, которая проникает в грудное молоко. Некоторые специалисты утверждают, что молочная кислота способна изменять вкус грудного молока, из-за чего ребенок может отказаться от приема пищи. Чтобы избежать таких последствий, заниматься спортом в период лактации необходимо сразу же после кормления либо за 1,5 часа до следующего прикладывания к груди.

Начинать занятия спортом в период лактации нужно с упражнений на укрепление мышц живота, которые за время беременности стали дряблыми и растянутыми. Упругий пресс снизит нагрузку на мышцы в поясничной области, а также поможет матке быстрее сократиться и приобрести прежние размеры. Уже через две недели после родов можно увеличить количество упражнений для живота и добавить к ним приседания, наклоны и повороты.

Спорт при грудном вскармливании должен быть размеренным, так как слишком интенсивные нагрузки вредят здоровью кормящей мамы. Не стоит также увлекаться силовыми нагрузками, ведь основной целью занятий является не набор мышечной массы, а восстановление тонуса и упругости.

Спорт при грудном вскармливании опасен тем, что за время тренировки организм женщины теряет большое количество жидкости, что может отразиться на объеме грудного молока. Поэтому ограничивать себя в приеме жидкости при физических нагрузках не стоит. Отправляясь на тренировку, следует взять с собой бутылку чистой воды и пить не более чем по 100 мл за один раз, мелкими глотками.

Какие виды спорта при грудном вскармливании являются наиболее подходящими?

  • Ходьба. Самый простой и доступный вид спорта при кормлении грудью. Ходьба тонизирует сердечно-сосудистую систему, ускоряет обмен веществ, а значит, способствует сжиганию накопленных жировых отложений. Пешие прогулки с коляской – не только полезное, но и приятное занятие.
  • Плавание. Плавать полезно абсолютно всем, и кормящие мамочки отнюдь не исключение. Во время плавания задействованы практически все группы мышц, при этом нагрузка на позвоночник и суставы остается минимальной. Плавание приводит мышцы в тонус, способствует расщеплению жировых клеток, а значит, борется с целлюлитом.
  • Йога. Занятия йогой отличаются от всех остальных видов спорта тем, что каждое упражнение выполняется плавно и размеренно. Находясь в гармонии с самим собой, во время занятий йогой наступает полная релаксация, поднимается настроение, повышается тонус мышц. Йогой можно заниматься как в спортивном зале, так и у себя дома.
  • Шейпинг, аэробика. Занятия такими видами спорта при кормлении грудью подойдут для активных мамочек. Упражнения можно выполнять в фитнес клубе либо в домашних условиях. Все что для этого нужно – веселая и энергичная музыка, гимнастический коврик и пара небольших гантелей.
  • Кроме того, при занятиях спортом в период грудного вскармливания можно использовать обруч, который поможет вернуть «осиную» талию, а также фитбол – большой мяч, позволяющий поддерживать все мышцы в тонусе в любое удобное время.

Какие виды спорта в период лактации противопоказаны?

  • Легкая атлетика (прыжки, бег). Казалось, что может быть лучше для похудения, чем утренняя пробежка? Если женщина кормит грудью, необходимо воздержаться от бега и прыжков, так как при таких занятиях молочные железы подвергаются излишним колебаниям.
  • Силовые виды спорта. Занятия, требующие больших энергетических затрат, могут снизить лактацию, поэтому, от подъема штанги, тяжелых гантелей и борьбы в период грудного вскармливания следует воздержаться. Кроме того, при использовании спортивного «железа» всегда существует риск травматизации молочной железы.
  • Хорошее настроение, немного терпения и упорства, поддержка родных и близких – основные составляющие успешных занятий спортом для молодой мамы.